Ретроспектива это групповая встреча, которая проводится после завершения проекта или другого периода времени. Встреча проводится для анализа и обобщения опыта полученного командой, отделом или всей организацией, повышения компетенции участников команды и заинтересованных лиц.
Ретроспективу проводит тренер-фасилитатор. Он занимает нейтральную позицию относительно содержания встречи и обеспечивает ее проведение по определенным этапам. Этапу сбора данных, этапу погружения в проблему и этапу выработки решений. На каждом этапе используются соответствующие техники фасилитации.
Участники команды достигают единого видения проекта/продукта или бизнес-процесса, глубоко понимают свой личный вклад в его развитие. Проявляются характерные паттерны взаимодействия и то как они мешают или помогают достигать общих целей команды и организации.
Итогом встречи является список ближайших задач. Список выработан и согласован участниками на основе общего опыта. Такие соглашения имеют высокую жизнеспособность.
Участники команды глубоко и согласованно понимают свои процессы и особенности, получают новый позитивный опыт взаимодействия, заинтересованы и обучены применять его в будущем.
Ретроспективы позволяют безболезненно преодолеть кризисные ситуации, выявить и разрешить скрытые конфликты, найти и реализовать неожиданные решения и свежие идеи.
В ретроспективе могут принимать участие до 30 человек. Длительность от нескольких часов до двух дней в зависимости от тематики.
Почему людям сложно осознавать истинные причины собственного поведения?
Здравствуйте!
Нам сложно осознать истинные мотивы своего поведения в силу действия бессознательных защитных механизмов, оберегающих наши представления о себе.
Поясню на примере знаменитого эксперимента с зонтиком, который однажды потряс Фрейда, создавшего в последствии теорию бессознательного.
Испытуемому внушали под гипнозом, что после того, как тот будет выведен из гипносомнамбулического транса, он должен взять с вешалки зонтик одного из гостей, открыть его и пройтись дважды по веранде.
Он взял, как ему внушили, зонтик, правда, он не открывал его, но покинул комнату и дважды прошелся по веранде, после чего вернулся. Когда Бернгейм попросил его объяснить свое по меньшей мере странное поведение, тот заявил, что «дышал воздухом», настаивая, что имеет привычку иногда именно так прогуливаться. Когда же его спросили, почему у него в руках чужой зонтик, он крайне изумился и, смутившись, поспешил отнести его на вешалку.
Как понять, можешь ли помочь себе сам в психологическом вопросе, или надо обратиться к психологу?
Выделю пару жизненых ситуаций в которых без помощи психолога обычно разобраться самостоятельно очень сложно.
Первое, такие переживания или ситуации в которых вы чувствуете что не совсем себя контролируете или действуете как бы автоматически. Например вспышки эмоций о последствиях которых вы потом жалеете, или например бесполезные навязчивые действия от которых вы хотели бы, но не можете отказаться.
Второй момент не такой очевидный. Если вы столкнулись с какой-то трудной ситуацией или переживанием, попробуйте проверить, не повторяется ли периодически эта ситуация с вами. Например один и тот же сценарий расставания с любимым человеком или одни и те же сценарии развития рабочих конфликтов. То-есть есть ощущение что эти сценарии с вами происходят как бы сами собой.
Этично ли говорить близкому человеку, что ему следует обратиться к психологу?
Этичность такого совета зависит от вашего намерения. Это может быть и полезным советом и манипуляцией, навшиванием на человека ярлыка «ненормального». Стоит помнить что обращение к психологу должно быть внутренним решением самого человека, иначе эффекта от него не будет.
Можем ли мы провести аналогию получения новых знаний нашим сознанием с загрузкой программного обеспечения в компьютер?
И да и нет. С одной стороны, психический аппарат действительно непрерывно фиксирует и запоминает всю поступающую информацию, именно поэтому мы непрерывно ощущаем себя собой. И тут работу памяти человека можно сравнить с работой компьютера
С другой стороны, память человека действует неразрывно с его субъективным внутренним миром. В котором помимо самих знаний и представлений существует аффективная нагрузка, то-есть у нас есть отношение к получаемой информации.
Это означает, что знания лишенные субъективное ценности, не соотносящиеся с личным опытом человека или несущие угрозу его представлениям о себе, забываются или вытесняются. Мы постоянно как бы пересматриваем и перезаписываем наши воспоминания, на основе нашего нового опыта.
В компьютере, как неживом объекте, такой творческой переработки информации не происходит.
Что самое важное должен обеспечить родитель, чтобы его дети выросли самостоятельными и психически здоровыми?
Тема очень большая, но попробую коротко ответить. Во первых люди все очень разные по силе психики, и поэтому одни люди в самых суровых условиях вырастают вполне здоровыми психически, и наоборот, некоторым достаточно небольшого, казалось бы травматического опыта, чтобы это повлияло на психическое здоровье.
В среднем, на развитие психики человека принципиальное влияние имеют два основных этапа.
В первые 18 месяцев формируются базовые ощущения связанные с привязанностью и безопасностью. При отсутствии должной степени контакта, эмоциональной положительной связи или при эмоциональной не стабильности родителей возрастает риск серьезных эмоциональных расстройств в будущем.
Далее, до 7 лет формируются основа наших социальных навыков, способности любить и сотрудничать, формируется наша идентичность. Родители тут выступают как бы проводником в мир Других людей. Здесь крайне важно ощущение здоровой поддержки.
Здоровая поддержка это когда родители позволяют ребенку набивать шишки самому, но в то же время помогают ему справится с отрицательными переживаниями. Нездоровая поддержка это например гиперопека, когда ребенок не получает своего опыта и не сталкивается со сложностями вообще, или наоборот получает нагрузку не соответствующую его возрасту да еще и без поддержки.
Я закрытый и стеснительный человек, не люблю общаться с людьми и привлекать к себе внимание. Но люди всё равно подкалывают меня. Почему?
Как правило мы привлекаем к себе внимание если как-то отличаемся от общепринятых стереотипах того как в среднем выглядит или ведет себя человек. Например если я поеду в Японию, я сразу начну привлекать к себе внимание одним своим видом. Видимо в том как вы себя преподносите другим людям есть какая-то особенность. .
Про подкалывание. У психики есть механизм который как бы вынуждает других людей вести с нами определённым образом, это работает бессознательно.
Например преступники до совершения преступления испытывают сильное бессознательное чувство вины, и наказание которое они вынуждают на себя накладывать, им крайне необходимо чтобы облегчить это чувство.
Возможно вы и сами были в ситуации когда при общении с определённым человеком вдруг начинали вести себя совершенно не свойственно тому как вы обычно себя ведете. Как будто вас подменили.
Возьмусь предположить что если ситуация с подколами часто повторяется и в том числе в новых компаниях, то работает именно этот механизм. Работать с ним самостоятельно очень сложно, поскольку он трудно поддается осознаванию. Но если запастись терпением и понаблюдать за этими ситуациями как бы со стороны, вы сможете заметить что в вашем поведении вынуждает окружающих подшучивать над вами.
Как доходчиво объяснить начальству, что звонки по выходным — это невежливо, неуважительно и некрасиво?
Рискну предположить что из вашего сообщения следует что вы уже пробовали объяснять и это не имело успеха.
И к сожалению не всегда это возможно сделать. Если ситуация для вас плохо переносима, то я бы реклмендовал переходить от слов к делу.
Например предупредить, что со следующей недели на выходных вы не реагируете на его звонки и сообщения. Сделать это лучше письменно и так чтобы об этом знал еще кто-то из коллег, чтобы вас не обвинили в одностороннем злонамеренном саботаже.
Внутренне нужно быть готовым к эскалации, и самому для себя решить насколько она для вас приемлема.
Почему у нас разное отношение к людям, которые к нам относятся одинаково?
то как мы относимся к окружающим, и особенно к значимым для нас людям, определяется нашим ранним детским опытом, который находится за пределами нашего сознания.
Поэтому наши реакции на людей иногда выглядят для нас необоснованными или даже странными, но в этом нет ничего странного.
Если это мешает, то с этим можно работать в терапии, самостоятельно такие изменения в себе произвести крайне сложно, так как это не доступно нашей сознательной части.
Зачем изучать психологию, если все равно каждый случай индивидуален и любая маленькая деталь может все изменить?
Рано или поздно каждый человек приходят к необходимости разобраться в своем внутреннем мире.
Это потребность может возникнуть когда угодно, и только вам решать, пришло ли для вас это время, потому что это ваша жизнь и ваш мир.
Психология и психоанализ, хорошие проводники на этом пути.
Удачи вам!